Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
При алалии имеет место общее недоразвитие речи – ОНР (лексика, грамматика, звукопроизношение, семантика).
В логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Для детей с ОНР типично позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, дефекты произношения, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений.
Направления логокоррекционной работы при алалии (ОНР).
-Активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляторного аппарата.
-Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признака звонкость/ глухость, места образования, способа образования, твердость/мягкость, определение положения фонемы в слове/ фонемного состава слова, называние слов с заданной фонемой).
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие пассивного и активного словаря.
-Развитие грамматического строя речи.
-Развитие понимания речи.
-Развитие слухо-зрительного внимания