Формирование речевой деятельности ребенка

Формирование психомоторной и речевой деятельности

от рождения ребенка до 7 лет

Уважаемые родители, для того, чтобы вам легче было контролировать психомоторное развитие вашего ребёнка, познакомьтесь, пожалуйста, с основными этапами психомоторной и речевой деятельности ребёнка:

1 месяц – Следит за движущим предметом, слуховое сосредоточение, улыбается в ответ на разговор взрослого, лежа на животе , пытается поднять и удержать голову, издает звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца – Длительное зрительное сосредоточение, ищущие повороты головы при длительном звуке, быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке, лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову, повторно произносит отдельные звуки.

 

3 месяца – Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки, случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью, лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, удерживает голову в вертикальном положении.

4 месяца – Узнает близкого человека, поворачивает голову в сторону звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию , во время бодрствования легко и часто возникает «комплекс оживления», ищет взглядом другого ребенка, захватывает игрушки, низко висящие над грудью, гулит, во время кормления придерживает бутылочку руками.

5 месяцев – По-разному реагирует на близких и чужих людей, узнает голос близкого человека, различает обращенную к нему интонацию, берет игрущку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке, лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки, подолгу певуче гулит, ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев – По-разному реагирует на свое и чужое имя, подолгу занимается игрушками, перекладывает игрушку из одной руки в другую, переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или немного подползая, произносит отдельные, хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяцев – Манипулирует с игрушкой, хорошо ползает, на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в одном месте, подолгу лепечет, пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев – Наблюдает за действиями другого ребенка, действует с игрушками в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками, сам садится, сидит и ложится, придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, по слову взрослого выполняет разученные раннее действия («ладушки»), произносит различные слоги, ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

9 месяцев – Пляшет под музыку, догоняет ребенка, ползет ему на встречу, подражает действиям другого ребенка, действует с предметами в зависимости от их свойств, переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками, знает свое имя, повторяет за взрослыми слоги, хорошо сам пьет из чашки.

10 месяцев – Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним, выполняет разученные с игрушками действия, входит на небольшую горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки, по просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы.

11 месяцев – Избирательное отношение к детям, овладевает новыми действиями и выполняет их по слову взрослого, делает первые самостоятельные шаги, выполняет небольшую словесную инструкцию, появляются первые обобщения в понимаемой речи (дает любую куклу, машину среди игрушек), произносит первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «би-би»).

12 месяцев – Различает предмет по форме (отличает кирпич от кубика), играет с другим ребенком, сопровождая игру смехом и лепетом, выполняет разученные действия с игрушками, переносит действия с одного предмета на другой, самостоятельно ходит, понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых и детей, понимает слово «нельзя», легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро попол­няется словарь в последние месяцы 2-го года жизни у боль­шинства нормально развивающихся детей. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на большую индивиду­альность в темпе развития речи.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интел­лекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как прави­ло, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «Лиле пить дать»). Если к 2,5 годам у ребенка не фор­мируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и име­ют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрос­лыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего, слышать интонацию и т.п.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно ска­зывается на его развитии не только речевом, но и общем пси­хическом.

На третьем году жизни ребенка развивается координация движений. Это проявляется в совершенствовании ходьбы и манипулятивной деятельности рук. Дети обучаются кататься на трехколесном велосипеде, при ходьбе по лестнице могут ставить попеременно ноги на каждую ступеньку, ударять но­гой по мячу, перешагивать через предметы и т.д. В этом воз­расте ребенок постоянно упражняет ручную умелость: лепит, рисует, конструирует.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и воз­растает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.

Первоначально это явление выглядит как рифмование («Аньдюшка — подюшка»), затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл («копатка» вместо «лопатка»; «отключить дверь» вместо «отпереть дверь» и т.д.).

В речи трёхлетнего ребенка постепенно формируется уме­ние правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значитель­но увеличивается число прилагательных.

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ре­бенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.

Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следу­ющей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р». Формирующиеся нормативные речевые звуки по нача­лу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

Артикуляторная программа в онтогенезе формируется та­ким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмичес­кой структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу чет­вертого года жизни появляется шепотная речь.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка ус­ложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содер­жание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречев-лять свои игровые действия, что свидетельствует о формиро­вании регуляторной функции речи.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный сло­варь.

В 5—6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряже­ний. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по фор­ме короткий рассказ. В активном словаре появляется боль­шое количество слов, сложных по лексико-логической и фо­нетической характеристикам. Высказывания включают фра­зы, требующие согласования большой группы слов.

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет на­блюдается увеличение грамматических ошибок, неправиль­ные изменения слов, наблюдаются нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.

В период становления монологической речи идут поиски адекватного лексико-грамматического оформления высказы­вания.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане считается законченным.

К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обоз­начающие отвлеченные понятия, использует слова с перенос­ным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

Таким образом, в дошкольном возрасте проходит процесс интенсивного формирования двух основных сторон речевого процесса: психического и речедвигательного.

Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.