Ребенок от 0 до 6 мес. (раннее выявление неврологических заболеваний)

К ВРАЧУ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ

Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:

– если ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:

– если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;

– если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;

– если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;

– если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;

– если к – концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;

– если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;

– если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;

– если к концу 11 -го месяца он не может ползать на четвереньках.

 

УМЕНИЕ СИДЕТЬ

Следует насторожиться, если

– ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками;

– к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;

– к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;

– к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;

– к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;

– к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;

– к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.

 

УМЕНИЕ ХОДИТЬ

Если:

– к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;

– к концу 6-го мес. в таком же положении не “пританцовывает”;

– к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;

– к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;

– к концу 11 -го мес. не может передвигаться, держась за опору;

– к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;

– в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;

– в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;

– в один год и 4 мес. не бегает свободно;

– в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;

– в 2 года и б мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;

– в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.

 

При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу

– 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;

– 3-го мес. не разглядывает свои ручки;

– 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;

– 6-го мес. не может ухватить кубик;

– 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу

– 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;

– одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;

– одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;

– одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;

– 2 года не может отвинтить крышку от банки;

– года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;

– 3 года не может налить воду в чашку.

 

Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу

– 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;

– 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;

– 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;

– 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;

– 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;

– 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;

– 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;

– 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;

– 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;

– одного года не проявляет интереса к автомашинам;

– одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;

– 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;

– 2 года 8 мес, не может выложить кубики в одну линию.

 

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Если к концу

-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;

-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;

– 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (“Где папа?”);

– 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;

– 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;

– 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;

одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);

– одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова “мама” и “папа”;

– одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;

– одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

– 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами “большой” и “маленький”;

– 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;

– 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

 

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ

Если ребенок к концу

– 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;

– 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;

– 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;

– 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;

– 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;

– 6-го мес. не проситься “па ручки”, протягивая свои ручки к взрослому;

– 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;

– 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;

– 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;

– 11 -го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;

– одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;

– одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;

– одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;

– одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;

– одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;

– 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;

– 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;

– 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;

– 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение “Я”, не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.